В период, когда цены на продукты растут, стоит нам хлопнуть глазами, вопрос экономии встает особенно остро. Споры о том, где закупаться дешевле всего, не утихают ни на минуту и мнения регулярно расходятся. NGS24.RU начинает серию материалов под названием «Битва сетей», в которой мы будем сравнивать цены на разные продовольственные товары в разных торговых точках.
В первой «битве» мы решили свести самые крупные сети супермаркетов в Красноярске: «Командор», «Красный яр», «Пятерочка» и «Магнит».Для нашего исследования мы выбрали 4 магазина разных сетей — «Магнит» на улице Робеспьера, 32, «Командор» в ТЦ «Квант», «Красный Яр» рядом с ТЦ «Квант» и «Пятерочка» на Перенсона, 29. За основу нашего продуктового набора мы взяли продуктовую корзину Росстата, но не всю — некоторые продукты на свое усмотрение убрали, некоторые заменили. Например, заменили говядину на говяжью тушенку, потому что купить говяжью вырезку в некоторых магазинах оказалось проблематично.
Сыр «Российский» в супермаркете «Командор» продавался только фасованный по 200 грамм на момент нашей закупки, поэтому мы посчитали, сколько будет стоить 200 грамм «Российского сыра» в других супермаркетах. В наличии в «Пятерочке» в день нашей закупки не было никакого маргарина, однако судя по его цене, он бы незначительно повлиял на итоги нашего эксперимента, так как в остальных сетях стоил порядка 15-16 рублей.
В итоговой таблице мы представили цены на продукты с акциями и без акций, учитывали это также при подсчете итоговой суммы.
Какие напрашиваются выводы? Разница в ценах в разных супермаркетах Красноярска незначительная.
Самой дешевой сетью оказалась «Пятерочка»: с учетом акций цена нашего продуктового набора составила менее 2 тысяч рублей. «Красный Яр» занимает второе место, а третье и четвертое с минимальной разницей делят «Магнит» и «Командор». Но разница незначительная - около 200 рублей.Больше всего товаров по акции — в «Пятерочке» и «Красном Яре». Странным образом цена на овощи по акции в «Красном Яре» совпадает с ценой без акции в других супермаркетах.
Что касается сахара, о дефиците которого сейчас говорят, то, по наблюдениям корреспондентки NGS24.RU, проблем с ним нет - в фасовке по 1 кг его достаточно. Цены на него фиксированы, поэтому стоит он везде одинаково. Та же история наблюдается с подсолнечным маслом.
Как складываются цены на продукты в торговых сетях?
Как объясняет кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга ИТиСУ СФУ Элина Батраева, конечный уровень розничных цен напрямую зависит от цены приобретения товара и от размера уровня торговой надбавки.
Каждая сеть заключает контракты с разными поставщиками — это могут быть и производители, и дистрибьюторы, и оптовые посредники и так далее. Уровень цен, объемы поставок, условия поставок и платежей, ассортимент, периодичность поставок — все это обговаривается с каждым конкретным предприятием (сетью предприятий). Поэтому цены приобретения разные, соответственно, разная основа для формирования цены.
На размер уровня торговой надбавки влияют множество факторов. Во-первых, соотношение цены покупки товара и цены его продажи — чем дешевле закуплен товар, тем больше может быть надбавка при сохранении конкурентоспособной розничной цены.
— Так как большинство предприятий торговли функционируют в условиях рынка чистой конкуренции, то сложившиеся рыночные цены являются верхней границей возможной цены продажи — товар не будут покупать по более высокой цене, если его можно приобрести дешевле, что и должно учитываться при установлении размера торговых надбавок. Предприятие может устанавливать их ниже, чем конкуренты и, тем самым, обретет преимущество на рынке потребительских товаров, расширит реализацию товаров. Если оно установит цены такие же, как и конкуренты, то получит больший размер дохода за счет более высокого уровня торговой надбавки, — поясняет экономист.
Во-вторых, соотношение спроса и предложения товара на потребительском рынке. В-третьих, качество и характеристики товара. В-четвертых — цены на такие же товары, которые продают конкуренты. В-пятых, формат предприятия торговли.
— На рынке функционируют такие типы предприятий как гипермаркет, супермаркет, универсам, универмаг магазин-склад, дискаунтер, магазин у дома, павильон, интернет-магазин, бутики и другие. Они отличаются размерами, то есть торговой площадью, объемами продаж, широтой ассортимента, качеством реализуемых товаров, технологией их размещения, формой продаж, методами обслуживания и его уровнем, интерьером, рекламным и информационным сопровождением, качеством и количеством услуг, послепродажным обслуживанием. Это обуславливает различия уровня издержек обращения. Поэтому и уровень цен в предприятиях разного формата отличается, — говорит Элина Батраева.
Влияет также на цену и месторасположение предприятия торговли, от которого зависит интенсивность покупательских потоков, цены конкурирующих предприятия, количество конкурентов, контингент покупателей с точки зрения экономических возможностей, психология, возраст, потребности и привычки покупателей, сезонность спроса и производства товаров, госполитика в области ценообразования и уровень издержек.
В наших дальнейших планах сравнить цены в гипермаркетах, дискаунтернах и на рынках, а пока почитайте, почему в Красноярске дорожают продукты и к чему это может привести.
Свежие комментарии