В редакцию NGS24.RU обратился красноярец Артем Шевченко. Мужчина десять лет прожил в бараке в Покровке, но в 2015 году дом признали аварийным, еще через год приняли решение его снести, а жильцам дать денег на покупку новых квартир. Артем посчитал, что ему недоплатили около 800 тысяч рублей. Из-за этого мужчине пришлось влезть в долги, чтобы обзавестись другим жильем.
В итоге Шевченко пошел в суд. Репортер NGS24.RU Галина Сергиенко рассказывает, как красноярцу удалось отстоять свою правоту в споре с властями.Тещина доля
Артем Шевченко более 10 лет жил в двухкомнатной квартире в бараке в Покровке. В 2015 году дом признали аварийным. В 2019-м было решено снести здание, всем жильцам предложили компенсацию на покупку другого жилья. Квартиру Артема оценили чуть дороже 3 миллионов рублей. Департамент градостроительства пообещал выплатить средства на покупку другого дома.
Но в итоге Артему выплатили только 2 миллиона 200 тысяч. Администрация объяснила это тем, что Шевченко какое-то время владел только половиной квартиры, а вторая доля принадлежала его теще, но в 2018 году наш герой выкупил квадраты у родственницы и стал полноценным владельцем жилья. И так как Артем купил долю в уже аварийном доме, цена его квадратов упала — якобы по закону.
— Мне вменяли статью такую, что я долю выкупил после того, как дом был признан аварийным. И мне выплатили ту сумму, по которой я купил долю, а не по рыночной стоимости, как ее оценили. Я потом узнал, что это за статья, на тот момент она не могла ко мне применяться, потому что я долю купил в конце 2018 года, а эта статья в силу вступила в декабре 2019-го.
Я когда в эти нюансы вник, пришлось обращаться к юристу и идти в суд, — рассказал Артем.Суды шли около трех лет. И недавно Артем выиграл окончательно — администрацию обязали выплатить мужчине остатки денег, решение вступило в законную силу. Однако департамент градостроительства даже после этого подал на апелляцию. Вот только все сроки для отмены решения вышли.
— Администрация упустила срок на апелляционное обжалование. Хотя на сайте суда решение было, и они в курсе, что на сайте суда решение было... Ситуация следующая. Половина дома Артема, половина тещина, он ее выкупает до изменения в Жилищном кодексе. И потом дом признают аварийным. Администрация пришла, оценила дом в 3 миллиона и говорит: «Мы тебе полторашку отдаем за твою долю, а за бывшую долю тещи — 750 тысяч, так как ты ее купил, когда дом уже признали аварийным...» Но на тот момент эта норма права не действовала. Вот и выиграли мы суд, — рассказал Андрей Примак, юрист Артема Шевченко.
Долговая яма
Теперь Артем ждет не дождется, когда власть выполнит решение суда. Дело в том, что при покупке другого жилья Шевченко катастрофически не хватало денег. Пришлось залезть в кредиты. В итоге мужчина купил одноэтажный дом, тоже в Покровке. И теперь ему приходится работать сутки напролет, чтобы рассчитаться с банками.
— Пришлось на миллион с лишним кредит взять, чтобы купить что-то. Я дом купил. Они меня в долги загнали. Если бы они сразу мне выплатили эти 800 тысяч, я бы тысяч сто добавил своих и купил дом. А так — ипотека на 20 лет. Я за эти 20 лет переплачу еще миллион с лишним. Я хотел на меньший срок взять, но мне не дали, были там условия, что не меньше 20 лет. Пришлось брать. А что делать, на улице, что ли, жить? — сетует Артем.
Помимо ипотеки, мужчина занял денег у знакомых и взял обычный кредит — средства пошли на ремонт и адвоката. Купить дом поменьше или однокомнатную квартиру, на которую хватало денег, Артем не мог — у него семья. Мужчина уверен: если бы администрация сразу выплатила ему всю сумму, он бы не попал в долговую яму.
Если администрация выплатит Артему положенные 800 тысяч, он закроет долги перед друзьями, банком и частично погасит ипотеку.
Администрация стоит на своем
Мы попросили департамент градостроительства прокомментировать ситуацию. Там пояснили, что Артем Шевченко купил вторую часть квартиры в 2018 году, а дом признали аварийным в 2015-м. Согласно закону, квадраты, купленные после признания здания аварийным, в цене не меняются — не вырастают и не падают. То есть за сколько купил, столько и получил. Но про то, что закон вступил в силу только в 2019 году, в департаменте умолчали.
— Выплата возмещения за изымаемый объект недвижимого имущества произведена администрацией г. Красноярска в лице департамента на расчетный счет гражданина за ½ жилого помещения в полном объеме и за ½ с учетом договора купли-продажи от 04.12.2018 г. в течение 30 дней с момента регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, — говорится в ответе ведомства.
Также в департаменте говорят, что мужчина сперва согласился с выплатой и только потом пошел в суд. Таких случаев на памяти специалистов всего два.
Ранее мы писали, что переселенка из Донецка в Красноярск боится остаться без жилья. На «гостинку», где она живет 9 лет, резко нашелся другой претендент.
Свежие комментарии